Корпоративный кодекс
Корпоративный кодекс: кодекс корпоративной этики
Наличие у компании собственного корпоративного кодекса показывает степень ее профессиональной зрелости, прозрачности, открытости и готовности осуществлять взаимодействие с представителями внутренней и внешней среды на основе единых и понятных правил.
Корпоративный кодекс это документ, который объясняет, как увязать Видение, Миссию, Стратегические цели и Корпоративные ценности организации, а также описывает какие действия, поступки и поведение помогают компании двигаться в выбранном направлении и достигать необходимых результатов.
О создании корпоративного кодекса организации начинают задумываться, когда штат компании превышает 30-40 человек, в этот момент руководство начинает осознавать, что предпринимательская или семейная модель управления организацией перестает быть эффективной, и появляется необходимость в описании и формализации правил и принципов работы, как для существующих, так и для новых сотрудников компании.
Дефицит информации по данной теме и разнообразие подходов к созданию такого документа, как корпоративный кодекс приводят к тому, что он может иметь разные названия и содержание, порой охватывая не все значимые для компании вопросы. Например, мы неоднократно встречали такие компании, в которых есть кодекс корпоративного поведения, но отсутствуют четко сформулированные и прописанные корпоративные ценности. В подобной ситуации, корпоративный кодекс превращается в инструкцию по соблюдению трудовой дисциплины.
В различных компаниях существуют следующие виды корпоративного кодекса:
- Корпоративный кодекс компании
- Кодекс корпоративных ценностей
- Кодекс корпоративной этики
- Кодекс корпоративного поведения
- Кодекс корпоративных принципов
- Кодекс корпоративного управления
- Кодекс служебного поведения
- Кодекс корпоративной культуры
Это лишь основные варианты названия корпоративного кодекса, с которыми наши консультанты сталкивались при анализе корпоративной документации организаций, в рамках таких консультационных проектов, как подготовка и проведение стратегических сессий, анализ корпоративной культуры, формулировка и внедрение корпоративных ценностей, разработка и написание самого корпоративного кодекса под заказ и многие другие проекты.
Очень часто мы видим, что главная ошибка подобных документов заключается в нарушении иерархии описываемых понятий. В приведенном выше примере, показано, что такая категория, как корпоративные ценности организации имеет более высокий приоритет, чем корпоративный кодекс, и ее отсутствие делает затруднительной и бессмысленной работу над нижестоящими категориями. Ведь если в человека с детства не заложены верные принципы, то ему очень сложно объяснить, почему в той или иной ситуации необходимо вести себя тем или иным образом. Закладывая нужные и соответствующие корпоративной Миссии корпоративные ценности в сотрудников, компания тем самым создает фундамент, без которого невозможно внедрение кодекса корпоративной этики или корпоративного поведения.
Корпоративный кодекс компании должен содержать в себе следующие обязательные элементы в строгой логической последовательности:
- Видение и Миссия компании
- Корпоративные ценности
- Корпоративные нормы и принципы
- Корпоративное поведение и этика
- Корпоративная культура и ее компоненты
При создании корпоративного кодекса, мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда у компании отсутствует четкое видение, и сформулированная миссия, а стратегические цели существуют в виде примерных показателей, на период 1-2 года. И при этом бизнес является успешно работающим, и прибыльным (или хотя бы безубыточным), на данный момент времени. Возникает резонный вопрос «Что дальше?». От того в каких направлениях планирует развиваться компания в ближайшие годы, и будет зависеть формулировка ее Миссии, порядок стратегических целей, набор корпоративных ценностей и компоненты корпоративного кодекса. Все просто. Но только на словах.
В любом случае, если ваша компания задумалась над созданием или корректировкой корпоративного кодекса, то мы настоятельно рекомендуем провести предварительный анализ более высоких категорий, а также прояснить перспективы будущего развития, на основе чего можно будет создать действительно работающий и полезный инструмент, а не просто очередной документ, который сотрудники прочитают и забудут.
Наиболее быстро и эффективно такую работу можно провести, уделив ей время на стратегической сессии. Обычно мы делаем это во второй или третий день, когда уже есть согласованное Видение развития компании и установлены стратегические цели. Как раз в этот момент директора и руководители задумываются о том, что им может помочь в реализации намеченных планов, и как правильно настроить на это весь коллектив организации.
Мы будем рады оказать вам следующую помощь и поддержку:
- Участие в разработке корпоративного кодекса
- Анализ и дополнения корпоративного кодекса вашей компании
- Консалтинг по вопросам формулировки и внедрения корпоративных ценностей
- Помощь в описании корпоративных принципов и норм поведения
- Подготовка и проведение стратегических сессий для руководства
Сразу ответим на самый популярный вопрос – «Сколько стоит разработка корпоративного кодекса?» (хотя бы примерно, от и до, какой диапазон цен и так далее). Определить стоимость подобной работы и трудозатраты при таком сотрудничестве можно только на основе ознакомления с текущей ситуацией в вашей организации. Если в вашей компании уже почти все выстроено, сформулировано и прописано, и вам нужно лишь проверить финальную версию корпоративного кодекса, то это может занять у наших консультантов несколько часов или один день. Стоимость при этом будет минимальной.
В более распространенном случае, когда в организации практически ничего нет, и ничего не сформулировано, но собственники компании хотят узнать, сколько примерно это стоит, то мы рекомендуем для начала провести хотя бы минимальную диагностику компании, для того, чтобы точно понять, какие изменения могут быть необходимы в данный момент и на перспективу. Виды диагностики бывают также очень разные. От бесплатной рекомендации о том, чтобы ваша компания самостоятельно проделала хотя бы SWOT-анализ, до более детальных и основательных исследований, и анализа информации на всех уровнях организацмм.
С нашей помощью вы быстрее и лучше поймете, что именно вы хотите!
Мы работаем в Москве, Санкт-Петербурге, и по возможности, в любых городах России, а также оказываем дистанционную поддержку, в тех ситуациях, когда видим, что это возможно. Недавно одна компания попросила нас дистанционно помочь им ответить на небольшой вопрос «Для чего мы существуем и в чем наша уникальность?». Это интересный пример того, что компания дозрела до организационных изменений, таких как создание Видения, Миссии, Стратегии, Ценностей и Корпоративного кодекса, но не имеет представления о том, как нужно все это выстраивать, и в какой последовательности.
Для получения консультации по созданию корпоративного кодекса, просим вас связаться с нами по электронной почте zakaz@vision-trainings.ru или нажать на красную кнопку и задать ваш вопрос!