Стратегическое Видение
Стратегическое видение
В основе создания чего-то нового в организации всегда лежит замысел основателя. Поэтому, стратегическое видение это не только взгляды менеджеров и руководителя, а еще и верный прогноз состояния бизнеса компании в будущем, помноженный на мечты ее топ-менеджеров! Стратегическое видение позволяет заглянуть в будущее, и увидеть такую перспективу развития компании, реализация которой будет оптимальной как для ее владельцев, так и для клиентов, сотрудников, партнеров, поставщиков, и всех с кем соприкасается деятельность организации.
Есть ли у Вас видение того, какой будет Ваша компания через три года? Через пять лет? Через десять лет? Прочитав о стратегическом видении и технологиях создания стратегического видения, Вы узнаете о том, как найти ответы на эти вопросы.
Что такое стратегическое видение? Это очень простая и понятная концепция, в которой нет ничего сверхъестественного или мистического. Стратегическое видение – это идеальный образ компании в будущем, который позволяет в ярких красках представить следующее: Как выглядит Ваша организация в будущем? Какого она масштаба? Что Ваша компания умеет лучше всего 20 лет спустя? Чем Вы настолько велики и известны?
Кому и почему очень важно то, что Вы существуете? Что думают о Вашей компании люди, которые в ней работают? Какая роль у каждого из руководителей и владельцев этого бизнеса? Лучше всего создавать Стратегическое видение, используя направленную работу в этом направлении, при помощи стратегических сессий, с влечением в них ключевых руководителей компании, и ее основателей.
Но простого описания образа будущего компании недостаточно! Видение должно быть Вдохновляющим, Амбициозным, Восхитительным, Будоражущим умы, вызывающим Восторг и Приятный трепет! Если сказать попроще, то стратегическое видение должно быть простым, привлекательным и понятным! И вызывать чувство гордости у тех, кто сопричастен к его реализации.
Для чего нужно стратегическое видение? Одна из базовых человеческих потребностей заключается в том, чтобы делать мир прекраснее, и создавать что-то непревзойденное. Такие потребности есть, как у основателей бизнеса, так и у сотрудников. Только деньги не могут мотивировать человека проявлять таланты на 100%. Почти каждый сотрудник, который отсиживает свой рабочий день, с 9 до 18, в глубине души желает быть сопричастным к созданию чего-то Великого! И причем, добровольно отдавать этому Великому все свои таланты, свои лучшие качества, и способности! Вы хотите, чтобы у Вас работали такие люди?
Время работорговли и промышленной эксплуатации людей осталось в прошлом. Несмотря на экономические кризисы, уровень жизни повышается, растет профессионализм работников, рынки становятся переполненными однотипными товарами, и большая часть одинаковых компаний, которые не имеют стратегического видения – обречены перестать существовать! Почему? Да потому, что если Вы делаете одно и тоже, если Вы делаете тоже самое, что и другие, и при этом хуже других – то Ваша компания становится не нужной Вашим потребителям!
Благодаря стратегическому видению – у каждой организации есть шанс найти свое предназначение, свою уникальность, и занять свое, неповторимое место в калейдоскопе глобальной экономики. С момента основания мира в нем идет борьба добра и зла. В бизнес-реалиях это выражается в том, что есть компании, которые находятся на темной стороне силы, и наживаются на потребителях (производители некачественных товаров, вредных продуктов питания, неэффективных лекарств, разваливающихся автомобилей, обуви, бытовой техники, обманывающие клиентов банки и т.д.) Таким компаниям не нужно стратегическое видение. Их цель обобрать своих клиентов, и исчезнуть, или перерегистрироваться с новой вывеской. Это путь выигрыша, за счет другого, ведущий в итоге к гибели компании.
Есть другие типы компаний, причина существования которых нести в Мир что-то уникальное и полезное, с искренним учетом интересов своих потребителей, и заботой о них. Такие компании никогда не подключат Вам услугу, за которую будут списываться скрытые платежи, и не продадут товар, который нельзя сдать обратно. Создатели таких компаний находятся на светлой стороне силы, они строят мир, в котором им самим хочется жить. Мир, который им хочется оставить своим детям. Если Вы из их числа, и хотите заглянуть в будущее - используйте алгоритм из 8 шагов для формирования стратегического Видения Вашей компании!
Как увидеть будущее и создать Стратегическое видение?
Рассмотрим наиболее действенные способы того, как заглянуть в будущее, и найти способ создать стратегическое видение:
1) Мечты и устремления основателей бизнеса. Не секрет, что многие успешные бизнесы являются продолжением мечтаний и идей своих владельцев. Вряд ли вы сможете найти пример того, как человек что-то очень не любил, и делал это настолько искренне и сильно, что сумел построить на этом эффективную компанию. Когда группа талантливых и увлеченных людей собирается вместе, складывает воедино свои таланты и ключевые способности, то велика вероятность того, что у кого-то из них возникнет Видение того, что из всего этого можно построить!
Например, компанию, которая будет возить даже простых граждан на луну, или, компьютерную сеть, которая позволит всем ученым мира, одновременно общаться и делиться мнениями, или какой-то уникальный венчурный фонд, или благотворительную сеть, которая будет помогать нуждающимся всего мира! Это и есть Стратегическое Видение! Идея основателей – которая настолько привлекательна, что в нее хочется верить, ее хочется реализовывать, она несет в себе в равной степени высокую социальную пользу, финансовую выгоду, привлекает к себе других людей, и использует самые современные технологии. Добро пожаловать в мир компаний Будущего!
2) Будущие потребности клиентов компании. Для многих компаний, которые долго не могли найти своего стратегического видения, большую помощь оказали их клиенты. Пообщавшись с ними, узнав, в каком направлении они двигаются, и чего им не хватает, компании начали развивать в себе такие сильные стороны и ключевые компетенции, которые позволяли предлагать клиентам то, о чем они только еще мечтали, но не думали, что это появится так скоро. Если Вы работаете на рынке b2b, то перед обязательно ознакомьтесь со стратегическим видением Ваших клиентов. Если Вы ориентируетесь на рынок b2c и конечных потребителей, то хотя бы раз в пол года проводите опросы и узнавайте, чего им не хватает, о чем они мечтают, за что были бы готовы платить!
3) Наблюдения за трендами будущего. Иногда подсказки на тему стратегического Видения Вашей компании могут находиться на стыке развития нескольких отраслей. Изучение трендов и закономерностей развития не связанных с Вами рынков, может также принести пользу, потому что заметив какую-то тенденцию, иногда достаточно просто провести аналогию со своей компанией.
4) Подсказки технического прогресса. Все что раньше казалось фантастикой, сейчас постепенно становится реальностью, а что-то уже давно стало. Если компания собирается сформулировать свое будущее на 20 лет вперед, то необходимо заложить в это Видение прогнозы развития существующих технологий.
5) Стратегические сессии. Стратегическое видение может создаваться разным количеством людей. Иногда это Видение первого лица, который сумел сфокусироваться на идеях будущего, и на него снизошло вдохновение. Для того, чтобы это произошло быстрее существует алгоритм из 8 шагов по формулированию видения компании, с которым Вы можете ознакомиться здесь. В случае, когда над видением работают несколько человек (совладельцы, партнеры, ключевые топ-менеджеры), тогда очень важно правильно организовать процесс взаимодействия, и для этого наиболее эффективно использовать формат стратегической сессии.
6) Корпоративный коучинг и личностное развитие лидеров.
Истоки стратегического Видения часто исходят из внутреннего мира лидеров компаний, и для того, чтобы найти соприкоснуться с энергией будущего, очень важно провести качественную работу в настоящем. Особенности личности лидера могут быть очень разными, и как и в любом человеке, есть часть которая стремится к победам и гармонии, и есть уже определенным образом сформированное отношение к развитию бизнеса, которое опирается на прошлый опыт, стереотипы и внутренние убеждения. Если что-то из этого мешает лидеру, или не дает возможность увидеть новые возможности, тогда человек останется в состоянии неразрешимых сомнений. Найти новые подходы и справиться с сомнениями помогает индивидуальная работа с коучем, либо групповые форматы коучинга.
7) Креативные технологии и методы форсайтинга
На разработку стратегического видения также влияет масштаб Вашей организации, и Ваши амбиции. И в этом плане создать привлекательное видение для небольшой интернет-компании, на ближайшие 10 лет будет более просто и менее трудозатратно, чем создание стратегического видения для крупного промышленного предприятия. Хотя, если кто-то собирается создавать с нуля многомиллиардную компанию, то скорее всего работа будет примерно сопоставимая, но нет ничего невозможного, и есть масса тому примеров.
И все же для крупных компаний нужны более масштабные методики для создания стратегического видения, позволяющие учесть на порядок большее количество фактов, прогнозов и информации о будущем. Форсайтинг – это одна из таких технологий, которая нашла свое применение во многих странах мира, на уровне обсуждения развития будущего ряда отраслей и целых секторов национальных экономик.
Что такое форсайтинг для создания стратегического видения?
Форсайтинг (англ. foresight — видение будущего) это такой подход к прогнозированию будущего, который позволяет обобщить противоречивые мнения экспертов из большого количества отраслей, найти в них нечто общее, и на стыке разногласий увидеть наиболее вероятный сценарий развития событий. Чем больше экспертов участвует в процессе форсайтинга, тем выше вероятность точной оценки будущей ситуации. Когда в телевизионной викторине спрашивают мнение зала, это еще не форсайтинг. Но если бы в этом зале были только эксперты из разных отраслей, и перед окончательным ответом, у них был бы шанс обсудить вопрос между собой, то они наверняка бы смогли найти массу нетривиальных решений.
Для получения результатов в процессе форсайтинга экспертами выбираются и применяются лучшие методики для анализа ситуации и поиска решений, такие как 6 шляп мышления (Де Боно), ТРИЗ (Г.Альтшуллера), креативное мышление методом мозговых штурмов, визуализации, метод Дельфи, Диаграмма Исикавы (англ. Fishbone Diagram), Шесть сигм (англ. six sigma), SWOT-анализ, и прочие широко известные методики из гуманитарных и технических наук.
Форсайтинг это не разовое действие, а продолжительный процесс, который, также, как и стратегическое планирование в организации, не должен прекращаться никогда, т.к. изменения внешней среды происходят постоянно. Технология форсайтинга заключается в непрерывной работе по следующим трем направлениям:
1) Регулярное размышление о будущем
2) Регулярное обсуждение будущего
3) Регулярное формирование будущего
«Нельзя поверить в невозможное», - сказала Алиса.
- Просто у тебя мало опыта, заметила Королева. – В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день. В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака".
Л. Кэрролл
Регулярное размышление о будущем: использование сценарного прогнозирования, анализ данных макроэкономических исследований, оценка политических и экономических рисков, анализ развития технологий, исследования будущего и другие формы форсайтинга- это попытка определить долговременные тренды и скоординировать на их основе принятие решений. Форсайт активно применяется в Европе, США, Японии для выделения приоритетов современных исследований на основе базовых сценариев развития науки, технологии, общества и экономики.
Регулярное обсуждение будущего. Приоритетная задача форсайтинга состоит в том, чтобы вовлечь в процесс обсуждения будущего, как можно большее количество людей: ученых и бизнесменов, политиков и изобретателей, экономистов и технических деятелей, и все это для того, чтобы сделать процесс мышления над будущим максимально многогранным и беспристрастным. Вот почему при создании стратегического видения организации, необходимо ориентироваться не только на мнение основателя, но и на взаимодополняющие и взаимоисключающие точки зрения его заместителей и руководителей всех ключевых департаментов.
Регулярное формирование будущего. Цель форсайтинга состоит в создании максимально правдоподобного, и насколько это возможно, наиболее детального образа будущего, которое может быть наилучшим вариантом развития организации. Чем чаще организация занимается формированием своего будущего, тем более эффективной становится стратегия ее работы в настоящем. Основные проблемы современных организаций происходят из-за того, что согласовав стратегию раз в году, и представив достаточно абстрактно свое стратегическое видение, компании потом в течение года плывут по течению, не занимаясь дальнейшим формированием будущего, и его необходимой корректировкой.
Краткое резюме по стратегическому видению организаций:
1. Наличие стратегического видения позволяет компании и ее сотрудникам более эффективно и быстро двигаться в заданном направлении, принимать верные решения, и быть увлеченными в процессе достижения желаемых результатов.
2. В будущем будут процветать лишь те компании, которые приносят реальную пользу потребителям, и у которых будет такое стратегическое видение, в которое поверят их клиенты. Например, компания Гугл заявляет, что один из их корпоративных принципов «Не быть злыми» (“Don’t be evil.”), что говорит о том, что они пытаются перейти на светлую сторону силы, уходя от манипулирования данными о пользователях, и идя навстречу их потребностям.
3. Для того, чтобы создать Стратегическое видение, нужно выбрать подходящие для Вашей организации способы заглянуть в будущее (самостоятельно или при помощи консультантов), и запустить процесс стратегического мышления, на уровне топ-менеджмента.
4. Вы можете попробовать самостоятельно сформулировать Видение Вашей компании, используя алгоритм из 8 шагов по формированию видения.
Будем рады обсудить с Вами эти вопросы и помочь Вам создать достойное Стратегическое Видение для Вашей Великой компании!
Есть вопросы по Видению?
Видение стоит того, чтобы за него драться.
Зачем тратить жизнь, воплощая чьи-то чужие мечты?
* * *
Выбирая ваших клиентов, вы выбираете свое будущее.