Социально-психологические тренинги
Социально-психологические тренинги (СПТ): виды, методы проведения, программы социальных тренингов
Активным и самым популярным методом группового обучения людей разных возрастов является социально психологический тренинг, сфокусированный на развитие и усиление отдельных навыков и форм поведения, выработку конструктивных и поддерживающих психологических установок по отношению к себе и окружающим, а также формирование новых убеждений, и, что не менее важно, тренировку оптимальных видов и способов поведения для конкретных ситуаций (рабочих, межличностных, индивидуальных и т.д.).
Сам метод социально-психологического тренинга активно разрабатывался в Европе, при участии ведущих практикующих психологов того времени, а наиболее активная группа таких экспертов была сконцентрирована в Университете в Лейпцинге (Германия). Большой вклад в развитие подобных методов личного самосовершенствования, обучения и поддерживающей психокоррекции индивидуума внес профессор М. Форверг и его коллеги. В начале 1980-х годов, методы социально психологического тренинга стали активно браться на вооружение и применяться в Советском союзе, в котором до этого периода уже была достаточно сильная советская психологическая школа. При появлении возможностей обмена опытом с иностранными коллегами, отечественные специалисты в области психологии и психологической работы смогли сопоставить свои наработки с западными практиками, и объединив все лучшие методы и модели, включить все это в создание и проведение собственных социально-психологических тренингов, из которых потом выросли все современные бизнес-тренинги, и большинство популярных психологических программ.
Цели социально-психологических тренингов
Основные цели социально психологических тренингов были также в обучении людей, которые могут иметь или не иметь эмоциональных проблем (как в отношении вербального, так и в отношении невербального поведения), наиболее эффективным способам социального взаимодействия. Широкую популярность подобные программы получили практически во всех важных сферах народного хозяйства, там где была особенно важна коммуникативная составляющая, а после перестройки социально психологические тренинги стали очень востребованы в организациях, для развития необходимых деловых навыков сотрудникам коммерческих департаментов, и всех других подразделений, включая руководство. Дефицит развития подобных навыков стал ощущаться очень остро и ощущается до сих пор, потому что обучение в высшей школе, особенно в отечественной школе, всегда было в большей степени академическое, научное, и не всегда в достаточной мере затрагивало развитие конкретных практических навыков у того или иного обучающегося.
Есть много людей, которые вообще никогда не изучали межличностные навыки, не знают как эффективнее заговорить с другим человеком, особенно с незнакомым, не владеют техниками «малого разговора», не осознают важность зрительного контакта или испытывают трудности в его поддержании. Кроме того, многие люди не умеют «читать» множество тонких ньюансов общения, содержащихся в социальных взаимодействиях, например, как сказать, когда кто-то хочет изменить тему разговора или перейти на другой вопрос в ходе делового обсуждения с руководителями. Обучение социальным навыкам помогает обучающимся научиться понимать эти и другие социальные сигналы, чтобы они могли определить, как действовать надлежащим образом в обществе других людей в самых разных ситуациях.
Сейчас во многих современных организациях социально-психологические тренинги активно применяются при работе с новыми сотрудниками, и их адаптированные под ту или иную корпоративную культуру (ссылка) программы проводятся в первые недели обучения, что значительно ускоряет адаптацию новых коллег, повышает их мотивацию на работу в новом коллективе, и помогает многократно ускорить их выход на необходимую профессиональную производительность (особенно в таких сферах деятельности, как продажи, управление сотрудниками, коммерческие запупки, работа с персоналом и многие другие).
Как развить нужные навыки с помощью тренингов СПТ
Социально-психолоческие тренинги базируются на том, что когда люди улучшают свои социальные и коммуникативные навыки или изменяют свое поведение, они тем самым достигают больших успехов при взаимодействии с другими, повышают свою самооценку и увеличивают вероятность того, что другие ответят им взаимностью. Еще одна цель развития социальных навыков состоит в том, чтобы улучшить способности людей более эффективно функционировать в определенных ситуациях (например при работе в командах, на больших мероприятиях, при координации действий в критических или непредвиденных ситуациях). Обучение подобным навыкам может также помочь поработать над конкретными проблемами, например, улучшить манеры телефонного общения или выступления на публике, или любые другие социальные навыки, с которыми мы часто сталкиваемся как в работе, так и в повседневной жизни.
Если рассматривать межличностную сторону человеческого общения, то человек, которому не хватает определенных социальных навыков, может столкнуться с большими трудностями в создании сети друзей и знакомых, поддерживающих друг друга, по мере взросления и может стать социально изолированным. Более того, одним из последствий одиночества является повышенный риск развития эмоциональных проблем или психических расстройств. Было доказано, что обучение навыкам социальных навыков является эффективным при лечении пациентов с широким спектром эмоциональных проблем и диагнозов. Некоторые из проблем у участников, с которыми сталкиваются тренеры по социальным навыкам, включают застенчивость, сложности адаптации в коллективе, семейные конфликты, повышенная тревожность, нарушения концентрации внимания, депрессии, и многие другие психологические паттерны, которые можно достаточно быстро изменить или исправить при организации взаимодействия участников в социально-психологическом тренинге, и в этом плане психологическая или тренинговая группа, оказывает по-настоящему целительное воздействие.
Стоит отметить что довольно высокие результаты дает применение методов социально-психологического тренинга при обучении подростков и студентов, особенно в их ранний период взросления и становления, как личностей. Хорошими примерами тут могут быть трениги для развития базовых социальных навыков, и навыков избавления от скованности или застенчивости. А навыки презентации и самопрезентации потом в будущем очень часто используются студентами в учебе и работе, а также значительно снижают уровень возможной тревожности перед экзаменами, так как позволяют заложить основых успешных публичных выступлений перед экзаменационной комиссией или будущим рабочим коллективом. Обучение социальным навыкам может помочь студентам и молодежи улучшить свои коммуникативные и социальные навыки, чтобы они могли общаться с другими людьми или с большей легкостью и уверенностью относиться, например к собеседованию и т.д.
Люди с инвалидностью в любой возрастной группе также могут извлечь пользу из обучения социальным навыкам. Несколько исследований показывают, что участники с нарушениями развития могут приобретать позитивные социальные навыки благодаря подобному обучению. СПТ можно адаптировать и к лечению депрессии с упором на тренировку навыков работы управления собой и своими эмоциональными состояниями, а также на самомотивацию. Депрессивные участники часто получают выгоду от обучения и могут получать удовлетворение для своих собственных потребностей, чтобы чувствовать себя более уверенными в социальных взаимодействиях.
При обучении социальным навыкам тренеры и бизнес-тренеры, которые используют методы социально-психологического тренинга, обычно начинают с разбивки сложных видов поведения (например таких, как продажи или переговоры) на более мелкие части. Затем они упорядочивают эти более мелкие части в порядке сложности и постепенно обучают этому участников. К примеру тренер сначала помогает научиться устанавливать контакт с клиентами, потом выявлять их потребности и только потом переходить уже непосредственно к презентации своего товара. В СПТ могут использоваться такие конкретные методы обучения, как моделирование, ролевая игра, формирование желаемого поведения, выбор оптимальной реакции на сложные ситуации, обратная связь и усиление положительных взаимодействий между членами группы для взаимной поддержки и мотивации на обучение.
Например, инструкция в конкретном упражнении тренинга может использоваться для выражения различий между агрессивными, пассивными и уверенными стилями общения. Методику обратной связи можно использовать, чтобы попросить участников увеличить зрительный контакт во время разговора. В ролевых упражнениях члены группы имеют возможность предложить друг другу обратную связь об их поведении в разыгранных ситуациях, и подсказать еще какие-либо дополнительные способы. Например, два члена группы могут разыграть роли в ситуации, когда клиент пытается вернуть дефектную покупку в магазин. Другие участники затем могут дать им обратную связь.
Программы социально-психологических тренингов
Социально-психологические тренинги могут использоваться для обучения участникам определенным наборам социальных компетенций. Общим направлением программ СПТ являются коммуникативные навыки. Программа, предназначенная для улучшения навыков людей в этой области, может включать помощь в невербальной и невербальной коммуникации при разговоре со знакомым и незнакомым человеком. Сюда могут также влючаться другие коммуникативные навыки, такие, как активное слушание, задавание вопросов, проверка понимания, ассертивное поведение, навыки аргументации, ведения спора, разрешения конфликтных ситуаций и многое другое. Это может также включать разговорные навыки, которые необходимы в разных конкретных ситуациях, например, собеседования, неофициальные вечеринки, деловые знакомства и навыки нетворкинга. Навыки могут быть разделены а такие блоки, как начало разговора, привлечение и удержание внимания собеседника, проведение явной и неявной подачи нужной информации, с последующим завершением беседы и сохранения благоприятного остаточного впечатления («послевкусия» от общения).
Программы обучения в области социальных навыков могут быть несколько изменены, что позволяет учитывать культурные и гендерные различия обучающихся. Например, если группа сотрудников отдела рекламы включает в себя на 100% молодой коллектив, и многим сотрудникам еще не хватает опыта и уверенности в себе, чтобы на должном уровне представлять интересы компании, то опытный тренер внесет соответствующие коррективы в программу, с учетом особенностей и текущего уровня навыков участников.
Современные тенденции в обучении социальным навыкам направлены на разработку учебных программ, отвечающих требованиям конкретных ролей или ситуаций. Эта потребность была разработана в результате исследований, в которых выяснилось, что социальные навыки, приобретенные в одной обстановке или ситуации, нелегко обобщить или передать в другую обстановку или ситуацию. Чтобы помочь участникам использовать свои новые навыки в реальных ситуациях, тренеры используют ролевые игры, обучение, моделирование и практику.
Методы подготовки и проведения социально-психологического тренинга
Подготовка к обучению социальным навыкам требует большого такта со стороны тренера, потому что взрослые люди всегда по-разному настроены на обучение, одни считают, что они уже все знают, другие могут чувствовать тревожность или неуверенность в себе и своих силах, просто потому что им предлагают научиться чему-то новому. И в таких ситуациях перед проведением социально-психологических тренингов в организациях происходит определенная подготовка, включающая в себя ряд специальных методов по работе с коллективом.
Одной из наиболее важных задач при подготовке к обучению социальным навыкам является выбор подходящего целевого поведения для актуальных у участников ситуаций. Часто тренер помогает участникам определить поведение, которое он или она хотел бы изменить, вместо того, чтобы указывать на проблемные области, которые он увидел, как профессионал. Обучение должно учитывать особые потребности и интересы каждого сотрудника.
Некоторые исследования настоятельно указывают на необходимость последующей поддержки после начального курса обучения социальным навыкам. Практический анализ обучения многих взрослых людей выявил, что последующая послетренинговая поддержка удваивает уровень развития деловых навыков. Программы СПТ, которые включают в себя послетренинговую поддержку, могут иметь более долгосрочный эффект, чем традиционные тренинговые программы в формате 1-2 дня, основанные на когнитивно-поведенческих моделях. В целом, обучение социальным навыкам имеет тенденцию к обобщению или передаче в аналогичные контексты, а не к контекстам, которые не похожи на обучение. Один из подходов к улучшению результатов обучения заключается в том, чтобы установить учебные упражнения в рамках работы, жизни или социальной среды участников, с возможностью самостоятельно практиковать дальше изученное на социально-психологических тренингах.
Как видите, польза социально-психологических тренингов достаточно большая и очевидная, и как говорят бихевиористы «все это потому, что люди, это прежде всего стайные особи». Командой можно в гораздо большие сроки решить любую «неподъемную» задачу, или гораздо быстрее научиться чему-то новому, особенно с нулевого уровня.
Рекомендуем обратить ваше внимание на следующие тренинговые программы, которые основаны на классических принципах социально-психологического тренинга, адаптированные под современные реалии, и позволяющие сотрудниками и руководителям достигать значительных успехов в выбранных ими видах деятельности:
- Тренинги по типологии личности
- Тренинги эмоционального интеллекта
- Тренинги по продажам: классификация и программы
Остались вопросы? Напишите нам: zakaz@vision-trainings.company