Стили обучения: виды обучения в тренинге
Стили обучения: виды обучения в тренинге
От чего зависит эффективность проводимого обучения? Во многом от того, насколько эффективно тренеры учитывают предпочтения участников и адаптируют свои программы в соответствии с их ведущими стилями обучения. При заказе тренинга может быть риск того, что тренер выберет не верный стиль в отношении группы, и при этом будет пытаться чему то научить участников. Рассмотрим этот вопрос подробнее, чтобы тренинги для ваших сотрудников всегда были максимально полезны.
Слишком часто некоторые тренеры считают, что их привычные методы и использование одних и тех же обучающих стилей одинаково хорошо способствуют развитию навыков и талантов каждого ученика. Однако не все участники обрабатывают информацию таким же образом, каким ее привык давать тренер, и могут иметь разные предпочтения в восприятии информации, которые определяют то, каким образом они учатся лучше всего. Стиль обучения не должен определяться исключительно тем, что тренер предпочитает его в качестве основного метода для решения поставленных перед них задач. Наша цель в качестве тренеров - учить участников наилучшими способами, которые для них наиболее хороши. И именно поэтому определяющим критерием при выборе стиля является индивидуальность каждого участника. Иногда стиль обучения пытается навязывать заказчик («Нам нужен от Вас самый строгий тренер! Они у нас совсем распустились...», да бывают и такие вот корпоративные культуры).
На чем же основываются стили обучения? Большой клад в обучение взрослых людей сделал Карл Роджерс, известный своей теорией консультирования клиентов, и он же является одним из пионеров, которые помогли перенести ориентированные на участников стили обучения из психотерапи и психологии в область образования. Позднее, на основе этого даже появился такой термин как «дифференцированное обучение», предназначенный для описания «обучения, позволяющего учесть различные способы восприятия нового». С годами этот термин изменился, но его суть все та же: внедрение разнообразных стилей обучения для обеспечения того, чтобы все учащиеся имели равную возможность осваивать необходимые для бизнеса навыки в короткие сроки.
Стиль обучения через задавание вопросов
В качестве примеря рассмотрим стиль обучения при помощи вопросов. В отличие от традиционных лекций, стиль обучения через вопросы помогает актуализировать имеющийся опыт участников, и при этом побуждает их самих находить решения. Стилем обучения через вопросы прославился Сократ, а данный стиль обучения иногда так и называют «Обучение метод Сократа», т.е. это метод, Сократа, основывающийся на проведении диалога между двумя и более индивидуумами (либо тренером и группой), для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывает суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение. Такие дискуссии хорошо зарекомендовали себя в практике наставничества.
Бывает так, что в процессе использования стиля обучения через вопросы, тренер и участник меняются местами. Есть определенные типы участников, которым не подходит лекционная подача материала, но зато они гораздо быстрее учатся и обгоняют других, когда у них есть возможность задавать свои точные и конкретные вопросы и получать ответы. Иногда, когда не очень опытные тренеры получают постоянные вопросы от участников они переходят в режим защиты, и ведут себя так, словно участник пытается проверить глубину знаний тренера. Однако, если мы рассматриваем вопросы как возможность обучения как для участника, так и для тренера, мы начинаем понимать, что информация, доносимая тренером могла быть неверно истолкована, или недостаточна и что участник просто просит ясности, чтобы избежать недоразумений и / или ошибок. Отзывы участников помогают тренерам изменить инструкцию, чтобы сделать информацию более и понятной. Участники сами научат вас, как их учить, а это означает, что учащиеся Вам доверяют, как тренеру, и подсказывают как их учить наилучшим образом. Поэтому тренеры должны быть гибкими с использованием любого стиля обучения, и ориентироваться прежде всего на реакцию группы.
Различия в восприятии и типы участников тренингов
При разработке учебных программ, стили используемые в онлайновом или офлайном формате обучения, также имеют решающее значение для достижения учебных целей. Способ, которым инструкторы передают информацию учащимся, может и повлияет на результаты обучения обучаемых. Поскольку в каждом бизнесе есть разные типы учащихся, тренеры должны использовать сочетание различных стилей обучения, включая словесный компонент (слуховой), визуальный компонент (визуальная графическая иллюстрация и / или видео), письменные инструкции и вопросы, которые четко написаны и понятны всем зрителям, а также практические (кинестетические) возможности, когда участники могут сразу применить то, что они учатся в игровых ситуациях.
В конце любой учебной программы участники должны иметь возможность перейти от применения теории к практике. Важно внедрить такие методики обучения, которые предоставят учащимся готовые теоретические рамки, которые они могут взять за основу для использования в реальной жизни.
Компоненты планирования обучения
Традиционно при подготовке обучения используются три важных момента, которые следует учитывать при выборе и адаптации любой учебной программы:
1. Профессионализм участников (опыт работы, текущий уровень навыков)
2. Мотивация участника (заинтересованность, ожидания, система мотивации в компании)
3. Профиль участника (его опыт и индивидуальные особенности)
Тренеры могут проводить предварительную оценку, анкетирование или опросы участников до начала первого дня тренинга, чтобы помочь определить их готовность, интерес и профиль каждого сотрудника.
На основе этого тренер готовит обучения учитывая следующие параметры:
1. Содержание: чему учащийся должен учиться и каким образом до него лучше донести ту или иную информацию, либо развить тот или иной навык.
2. Процесс: последовательность заданий и упражнений, в которых будут работать учатстники, и которые помогут им в достижении целей обучения (т.е. помогут ему или ей понять или освоить контент).
3. Методы/Теория/Наполнение: такие ключевые идеи, блоки, модели, технологии заложит тренер в данный тренинг.
4. Критерии оценки
5. Закрепление результатов
Содержание тренинга должно быть простым и понятным, поэтому тренеры должны писать все инструкции с учетом уровня квалификации участников. Предположим, что участники читатели ничего не знают о содержании. Ваша тренера - научить их тому, что вы хотите, чтобы они учились эффективно даже с нулевого уровня. Также обучение должно включать инструменты для оценки того, отслеживать прогресс обучения. Некоторые инструменты, такие как: тесты, викторины, практические занятия, анкетирование, задачи на принятие решений и решение проблем могут показывать насколько эффективно обучаются участники.
При выборе инструментов измерения результатов обучения важно также разработать классификационную схему для определения уровней владения навыками. Хороший способ определить, понимают ли участники изученные концепции обучения - попросить их описать своими словами то, как они могут продемонстрировать или применить полученные знания в их рабочих ситуациях.
Диверсификация обучения с использованием различных стилей обучения, таких как учебные / реальные видеоролики, графические схемы, практические занятия, совместные рабочие группы для обучения по принципу «равный-равному» и устные и письменные задания, связанные с должностными обязанностями, и многие другие инструменты, позволяющие задействовать весь спектр стилей обучения, как раз и позволяют максимально задействовать все разнообразие индивидуальностей в тренинговой группе, и донести материал до каждого участника наилучшим образом.
Планируете заказать корпоративное обучение для персонала вашей компании? Напишите нам и получите коммерческое предложение на проведение тренинга: